Студия звукозаписи Radical Scope Records

Двойной сеанс Деррида

09.01.2021

То, что немаркированный термин обходит своего партнера, занимая положение большей общности, придает ему скрытую власть и тем самым устанавливает иерархию в нейтральной, на первый взгляд, структуре бинарного деления. Вместо того чтобы и дальше оставлять это неравенство без внимания, Деррида решил высказать его, «маркировать» немаркированный термин, используя «ОНа» в качестве общего местоимения, обозначающего человека, а в концепции «грамматологии» (см. ниже) — поставив означающее выше означаемого. Эту маркировку немаркированного он назвал деконструкцией, переворотом, имеющим смысл только внутри того самого структуралистского контекста, который он стремится поместить в центр своей активности, его тем самым реконтекстуализировав.

В своей важнейшей книге «О грамматологии» (1967) Деррида применил на опыте эту деконструирующую операцию маркировки немаркированного и вынесения на вид невидимого контекста. Сравнив выражения «ОН говорит» и «ОН пишет», мы заметим, что «говорит» в данной паре — немаркированный термин, а «пишет» — более специальный и, значит, маркированный. «Г рамматология», по замыслу Деррида, призвана маркировать речь (логос) и тем самым перевернуть эту иерархию, а также подвергнуть анализу источники превосходства речи над письмом. Первым шагом на пути этого анализа стала докторская диссертация Деррида «Голос и феномен», посвященная принижению письма как искажения прозрачности и непосредственности мысли, какою она видится себе самой, в феноменологии Эдмунда Гуссерля ( 1859-1938). Анализируя превосходство логоса над подавляемыми знаками памяти (письмо, граммэ ), Деррида развивает логику восполнения (supplement) — средства, которое улучшает, расширяет или дополняет некую человеческую способность, подобно тому как письмо предоставляет расширенное поле действия памяти или голосу человека, но в конечном итоге, по странной иронии, просто становится на ее место.

Скучаете? Выполните вулкан 24 игровые автоматы вход онлайн. Увлекательные слоты поднимут настроение.

Аналогичный процесс отражает еще один термин Деррида — разлйчае (difference), на слух неотличимое от различия (difference) — того самого, на кото- ромоснован язык. Разлйчае, воспринимаемое только в письменной форме, отсылает как раз к процедуре следа, совершаемой письмом, и к разрыву или пробелу — разнесению (espacement), в терминологии Деррида, позволяющему отделить один знак от другого на бумаге или странице книги. Это разнесение дает возможность не только для игры различия означающих, лежащей в основе языка (так, то же слово «кошка» может работать какзнак и иметь ценность в системе языка, только если оно отличается от «МОШКИ», «КОВКИ» и т. д.), но и для временного развертывания означаемых (значения, создающегося во времени благодаря пошаговому выстраиванию фразы): разлйчае не только различает, но и отсрочивает, а значит — вводит измерение времени.















Свежие работы студии:

Артист: Тимур Хидиров
Стиль: Rock
Релиз: Первый
Группа: Stoneberry
Стиль: Indie Rock
Релиз: Oak Tree EP
Группа: Эндорфины
Стиль: Punk / Rock
Релиз: По намеченному курсу